Site icon Ваш Солнечный Дом

BMS для литиевых аккумуляторов

Battery Management System (BMS) для литиевых аккумуляторов

Большинство неприятностей, связанных с повреждениями литиевой батареи, вызваны неправильной эксплуатацией. Эти батареи нельзя заряжать или разряжать выше-ниже определенных значений, нельзя использовать токи, выходящие за пределы рекомендуемых производителем, и соблюдать температурные режимы эксплуатации. 

Для безопасной и долгой эксплуатации Li аккумуляторов важно не допускать их чрезмерного нагрева, глубокого разряда, перезаряда, токовых перегрузок. Для выполнения этих условий используется BMS , или «система обслуживания батареи», которая контролирует режимы работы литиевого аккумулятора. Контроль рабочих характеристик АКБ и ее защиту от опасных состояний обеспечивает BMS плата. Ее использование для Li батарей обязательно, т.к. малейший выход за допустимые границы любого параметра (напряжения, тока, температуры) недопустим и опасен.

Функции BMS

Встроенная в плату BMS балансировка обычно слаботочная (максимум 40-80 мА), и используется только для аккумуляторов малой емкости. В системах автономного и резервного электроснабжения используются аккумуляторы большой емкости (обычно сотни А*ч), поэтому для их балансировки встроенная в BMS функция недостаточна. Для балансировки таких ячеек применяются отдельные балансиры, имеющие ток балансировки от 0,5А до нескольких ампер.

Различают пассивные и активные балансиры. Подробно о балансирах рассказано в нашей статье про  балансиры, поэтому здесь мы не будем на них останавливаться.

Правильная балансировка литиевого аккумулятора — пожалуй, самая важная функция системы BMS. Этот процесс критически важен для обеспечения максимальной эффективности и максимальной ёмкости на протяжении всего жизненного цикла аккумулятора.

Помимо балансировки, какие еще 5 функций есть у интеллектуальной системы BMS?

Основными функциями интеллектуальной системы BMS, помимо балансировки, являются:

1. Мониторинг каждого параметра батареи в режиме реального времени

Электроника должна иметь возможность контролировать температуру и напряжение каждой ячейки в режиме реального времени, измеряя входящий и исходящий ток аккумулятора. На основе этих показаний система управления аккумулятором (BMS) будет принимать стратегические решения, необходимые для оптимального управления этапами заряда и разряда или, проще говоря, длительным периодом бездействия.

2.  Передача информации инвертору (в случае применения в системе электроснабжения)  или системе управления транспортным средством (если BMS установлена на электромобиле).

При применении свинцовых аккумуляторах электроника инвертора определяла состояние аккумулятора, считывая только общее напряжение. Если установлен общий измерительный шунт на аккумуляторе и устройство вычисления степени заряженности SOC, то инвертор может работать не только по уровню напряжения, но и по степени заряженности, что является более точным методом работы. Обычно схема вычисления SOC встроена в инвертор или солнечный контроллер (например в солнечные контроллеры Sunstar MPPT или Steca Tarom) или обеспечивается специальными Мониторами АКБ (Victron Energy BMV, TBS Battery Monitor, Studer BSP).

С литиевыми аккумуляторами всё иначе: аккумулятор отправляет данные инвертору самостоятельно. Передаются различные данные, но наиболее важными являются:

3. Управление зарядным устройством

В литиевых аккумуляторах зарядное устройство представляет собой просто источник питания, обеспечивающий необходимый аккумулятору ток; кривая заряда определяется аккумулятором на основе требований каждого отдельного элемента. Для передачи информации между зарядным устройством и аккумулятором обычно используется протокол шины CAN. Если же используются автомобильные стандарты, например, CCS Combo (европейский стандарт зарядки электромобилей), протокол использует преимущества технологии Power Line Communication.

4. Нагрев и охлаждение литиевого аккумулятора

В зависимости от области применения и места использования аккумулятор может быть оснащён  системами обогрева или охлаждения . Система BMS внутри аккумулятора активирует или деактивирует их в зависимости от состояния аккумулятора и транспортного средства.

5.  Проведение предиктивного анализа на протяжении всего срока службы

Помимо описанных выше функций, более продвинутые системы BMS также собирают наиболее важные данные, отправляют их в облако и анализируют.

Схема подключения платы BMS

Обычно BMS при срабатывании отключает отрицательный контакт аккумуляторной батареи от нагрузки.  Контакт «-PC» в схеме BMS (Battery Management System) используется для одновременной зарядки и разрядки, в то время как контакт «-P» обычно отвечает только за разряд. Другими словами, «-PC» позволяет использовать один и тот же провод для подключения как зарядного устройства, так и нагрузки, в то время как «-P» предназначен только для подключения нагрузки. Другими словами:

К этим точкам подключаются только отрицательные линии, поскольку BMS — это устройство с N-каналом, использующее N-канальные МОП-транзисторы для выполнения всех своих функций. В BMS с раздельными портами существуют три основных контакта: -P, -C (или совмещенный -PC) и -B. «-B» служит основным отрицательным контактом аккумулятора. В BMS с общим портом контакт C отсутствует, остаются только B и PC.

Преимущества использования общего порта (-PC):

Недостатки использования общего порта (-PC):

Положительный вывод аккумулятора подключается напрямую к терминалу «+» аккумуляторной батареи. 

Как подобрать BMS?

Выбор зависит от задач, которые будет выполнять ваша батарея, её конструкции и технических характеристик. На рынке доступно много вариантов для разных типов АКБ. Чтобы не ошибиться, нужно учитывать:

  1. Тип аккумулятора. Каждая защитная плата работает с определенным типом батарей, поэтому нужно знать, какие АКБ вы собираетесь использовать. Исключение составляют Smart-модули, которые можно адаптировать под разные виды.
  2. Количество ячеек в последовательной цепи АКБ. Защитный модуль выбирается на конкретное число секций в вашей батарейной сборке. Это важно, поскольку неверный выбор приведет к неправильной работе системы. Smart-модули здесь тоже позволяют подстроиться под разное количество последовательных и параллельных цепочек.
  3. Уровень нагрузки. Учитывайте силу тока, с которой будет работать ваша система. Если ток превышает допустимый для защитной системы, она будет перегреваться и отключаться. Для замкнутых или плохо вентилируемых корпусов рекомендуется брать модуль с запасом по силе тока в два раза, чтобы избежать перегрева.
  4. Тип подключения. Разберитесь, какая BMS нужна — симметричная или несимметричная. Обычно используется один разъем для зарядки/разрядки, поэтому несимметричная модель в большинстве случаев не подойдет.
  5. Мониторинг. Если нужно отслеживать параметры батареи, а также возможность их настройки, лучше выбрать Smart-систему. У таких модулей больше опций управления.

Установка БМС важна даже для устройств с небольшим потреблением тока, а для мощного оборудования — это обязательный элемент безопасности. Она обеспечивает стабильные и безопасные условия работы АКБ, что продлевает срок службы, снижает риски во время эксплуатации. Защитно-балансировочный модуль помогает батарее работать эффективно и без сбоев.

Эта статья прочитана 5170 раз(а)!

Продолжить чтение

  • 10000
    Балансировочные устройства для АКБ В этой статье приведена общая информация о балансирах для аккумуляторных батарей. Информация о конкретных балансирах и их параметрах и схемах подключения приведена в карточках товаров в нашем Интернет-магазине в разделе "Балансиры для АБ" и в обзорной…
Exit mobile version